Крит.

Terrain
Французы кажуць: сэ ля ві... Я буду жыць, і ты жыві! (с) Абсэнт
Любовь к Криту пришла ко мне не сразу, а постепенно и как-то незаметно.
Первые два дня я ходила и думала: "Боже, что люди находят в этом острове?"
На третий день мне казалось, что вокруг очень даже ничего; на четвёртый - красиво, а на пятый - охрененно.
Гостиница наша находилась в Аделианос Кампос, рядом с Ретимно, а балкон смотрел на море.
Но Андрей не большой любитель валяться на пляже, а мне все девять дней так проводить было бы скучно. Поэтому мы состряпали себе программу, да такую, что в последний день отдыха доползли до пляжа, рухнули там, и я сказала, что больше ни на какие холмы не полезу никогда в жизни... или, по крайней мере, до вторника.
Итак, мы побывали в...

Ретимно.
Нет, в Ираклионе мы тоже были. Проездом. Ираклион вообще никакого впечатления не оставил: город как город. Ретимно, на мой взгляд, от него мало отличается, разве что наличием Фортеццо - венецианской крепости, перестроенной то арабами, то турками. В основном, все крепости на Крите - полуразвалившиеся стены с бойницами и парой строений внутри. За исключением Спиналонги и может, тех мест, где нас не было.
Фортеццо не исключение - кроме пары домиков, там еще растут сосны, на которых живут оглушительные цикады, а так же валяются пушечные ядра и коты.
Еще в Ретимно есть милый пирс, по которому можно побродить и понаслаждаться брызгами волн (волны далеки от тенерифских, но тоже ничего).
Есть красивый маяк и куча гусей возле него.
Ах да, мы ели там улиток.

Ханья.
Она красивее Ретимно, там есть осязаемый старый город и более крутой маяк, по которому мы вдоволь полазали.
Но на мой взгляд, города - это не самая сильная сторона Крита.

Озеро Курнас.
Единственное пресноводное озеро на острове. Там водятся рыбки, черепашки и уточки. Правда, мы видели только уточек, хотя остальную живность долго искали. Зато как приятно по утру выехать на катамаране на середину озера, и прыгнуть в прохладную воду! А потом долго плавать, любуясь на горы.

Элафониси.
Там чудесная вода. Прозрачная и голубая, как в раю. Правда, песок был не розовый. Не сезон, видимо. Или я ожидала, что он будет розовый-розовый, а он был только слегка? Одном словом, осколки кораллов я нашла под каким-то камнем, а когда ко мне подошли англичане и спросили, не знаю ли я, где тут розовый песок, то я им счастливо поведала, что нашла его тут - и показала на место.
Но пляж прекрасный, даже без песка.

Санторини.
Именно там находится действующий вулкан, который поспособствовал падению Минойской цивилизации (окромя землетрясения и цунами). Если смотреть на мелкие нежилые островки, разбросанные вокруг Санторини, можно предположить, что изначально остров был круглым и гораздо больше, чем в наши дни.
Здешние города - наоборот, сильная сторона острова. Когда мы только приближались на пароме, они были хорошо видны - белые снежные шапки на вершинах гор.
Ойя более популярный и красивый город, с Фиры лучший вид на вулкан.
В Ойе прекрасно почти всё: узкие живописные улочки, крутые подьёмы и спуски, синие крыши и белые стены, вид на море и свежий ветер. Существенный минус (за исключением цен) один - толпы туристов. Стоять в очереди, чтобы пройти по улице? Сириосли?
Мне бы хотелось туда вернуться, чтобы остаться на ночь. Чтобы не было этого оголтелого количества народу, и был закат. В то, что закаты на Санторини самые красивые, я не верю. Зато есть стимул вернуться и проверить.

Вид на вулкан из Фиры:

Самарийское ущелье.
Чтобы добраться до туда, пришлось встать в пять утра. Но, матко свято, это того стоило! Это вообще стоило всей поездки! Это место так охрененно красиво на протяжении всех 16-ти километров, что думать там можно только восхищенным матом.
Спуск в само ущелье начинается на высоте где-то 1200 метров. Оттуда уже начинается невообразимая красота и густой запах сосен.
На второй половине пути, после древней деревушки, идёт само ущелье.
И я сейчас совсем не знаю, как передать все эти ощущения, когда над головой вздымаются многометровые каменные стены, а самый узкий проход - шириной до трёх метров.
Дорога довольно каменистая. У нас вся обувь и ноги были белые от каменной пыли. Самое сложное - выбрать, куда смотреть. Не будешь смотреть под ноги - улетишь носом в камни; будешь смотреть - пропустишь тот лишний сантиметр красоты, который пропустить ну совсем нельзя.
Заканчивается Самария на берегу Ливийского моря, возле крохотного поселения, откуда нет автомобильных дорог. До "проезжей части" можно добраться только паромом или обратным путём через ущелье. И это основная причина того, что для прохода через Самарию надо заказывать трансфер, а не ехать на машине.
Кстати, о воде можно не заботиться: достаточно взять с собой поллитровую бутылочку, а источники чистейшей воды там через каждые два километра.

Самое узкое место:

Кносский дворец.
Конечно же, никакого лабиринта с Минотавром там нет. Там есть пыльные руины, восстановленные частично, с фундамента и по редким огрызкам фресок. Кое-где проглядывает железобетон. На минойскую оригинальность все эти постройки претендуют с натягом.

Спиналонга.
Маленький островок в заливе Мирабелла, служивший до относительно недавних пор лепрозорием. Это тоже старая венецианская крепость, но в отличие от других крепостей, строений там побольше. Скорее всего потому, что оставлен остров был в начале прошлого века.
Оставались там не только больные проказой, но и здоровые люди, не хотевшие расставаться с семьёй, или священники. Это добавляет Спиналонге налёт романтизма, даже книжка есть - "Тайна Софии" называется.
А с вершины холма очень красивый вид.

Сорри, другой фотки окрестностей без нас правда нету.

Пещера Зевса.
Она крута и красива. Там дофига сталактитов и сталагмитов, всё красиво подсвечено. К пещере надо долго подниматься в гору, а потом глубоко спускаться.
Правда, она очень маленькая. Младенец-Зевс там бы может и поместился, а вот взрослый бог - уже нет.

Свежевыжатый апельсиновый сок и вид на плато Лассити:

Грамвуса.
Это маленький островок на западе Крита. На вершине холма располагалась очередная венецианская крепость.
Раньше там обитали пираты, причем достаточно организованной общиной (там даже школа была).
В отличие от Спиналонги, на Гранвусе от крепости остались только стены и церквушка, простреленная насквозь. Но самое главное там - это вид, и он охренен.
Еще там лежит полузатопленная ржавая баржа, которая в прошлом перевозила наркотики.

Балос.
Вид с холма красивый. Купаться прикольно. Не знаю, может в сезон лежаки и платные, но нам они достались бесплатно, и это хорошо. Без лежаков загорать там плохо: где не скала, там морко. Но всё равно классно - лежать, загорать, а тебя периодически обрызгивает волной. И шикарный вид на Грамвусу.

Монастырь Превели.
У них прикольный зоопарк. И кошки.

Превели.
Ещё одно чудное место, куда не заехать на машине, а можно только доплыть на лодке или пешком. К сожалению, нам не очень повезло: мы попали туда после дождя, когда речка была мутная из-за глины и море, соответственно, тоже. Но удовольствия от купания этот факт всё равно не испортил. Очень прикольно, когда смешиваются холодная речная вода и тёплое Ливийское море. На верху ледяной слой, внизу - горячий. И пальмовые джунгли милые, похожи на настоящие.

Матала.
Хиппи-пляж, где какое-то время назад они жили в пещерах. По пещерам можно было полазать, но я добралась до первого уровня, а дальше уже устала.
Волны на этом пляже очень клёвые.
И там нам удалось поплавать под дождём.

Фестос.
Ещё одни руины минойского дворца, поменьше, чем Кносский. Они были раскопаны другими людьми, поэтому их не стали восстанавливать, а законсервировали.

Еда.
Греки готовить не умеют. А если и умеют, то ленятся. Они всё режут крупными кусками, заливают оливковым маслом и солят хлеще, чем в Таиланде. В первый наш вечер на Крите я заказала фруктовый салат. Мне принесли тарелку с целыми фруктами. Кстати, вкусные были очень. И благо всё, что у них самих растёт, очень вкусное - мы не голодали.
Но есть у них десерт, который меня поразил: греческий йогурт с мёдом. А поразил он меня вот чем - я терпеть не могу мёд, меня тошнит от его запаха, а после употребления дико болит живот. Но это блюдо я ела каждый день. В ресторане, в гостинице, намазывая на хлеб, с фруктами, у меня дико болел живот, но я ела. Потому что вкусно.
Первый раз я его попробовала в Самарии, когда мы почти вышли из ущелья, не евшие часов девять. У горного мужика в ресторанчике было только два блюда: йогурт и гамбургер, который представлял из себя булку с котлетой, политой кетчупом и горчицей. Поэтому выбора не было. Так я попробовала еду богов.

Минутка рекламы.
Поскольку ребята мы на машине не ездовые (Андрей ездить умеет, но прав у него нет, а у меня права есть, но ездить я не умею), мы предпочли, чтобы по Криту нас возили. И попутно что-то рассказывали. Поэтому мы выбрали местную фирму, которую рекомендовали нам наши друзья, и остались довольны. Даже несмотря на то, что один день нас забыли взять. Но за нами вернулись, и мы всё успели!
Называется фирма Спиридон-турс.
Некоторые экскурсии водит сам Спиридон, травит байки, переодевается в разные костюмы, учит танцевать сертаки и разливает бухло. Русским очень нравится. В конце каждой экскурсии пел и танцевал весь автобус.
В его экскурсии входит и еда, хотя это больше похоже на перекус на бегу.
Так мы перекусывали на серпантине по дороге на Элафониси булкой с оливковым маслом и солью (оливки прилагались к каждому блюду).
Обедали на борту лодки, предварительно напрыгавшись с неё в воду (а потом пили вино, загорая на корме).
Завтракали булкой с йогуртом и мёдом возле монастыря Превели, и полдничали дакос на оливковой плантации.
Ну и пара пруфов.

Танцуем сертаки на Элафониси:

А это - Спиридон-хиппи. Они так и вёл автобус от Маталы до Фестоса:

Ну и несколько фотографий - видов, которые мы проезжали, проходили, а я не помню, как они называются.

Это залив Мирабелла. Остальные места точно не помню.

Мы оставили на Крите свои следы...