Шри-Ланка.

Terrain
Французы кажуць: сэ ля ві... Я буду жыць, і ты жыві! (с) Абсэнт
"Зажралась" - это когда ты бегаешь и ноешь, что мы никуда не ездим, мало путешествуем, и сколько можно уже дома сидеть и плесенью покрываться. А потом садишься заполнять анкету на визу в Китай, и в строчки, где нужно написать, какие страны ты посетила за год, у тебя всё не влезает.

Поначалу нас должно было быть восемь. Но одна тётенька отказалась ехать буквально за три дня. И нас стало семеро. Однако, уже на месте выяснилось, что Андри сбежал из Пекина аж на две недели, и нас опять стало восемь. А через два дня к нам внезапно и незапланированно присоеденился "гарный хлопец" Артур из Украины, и нас стало девять. А на Унаватуне мы пересеклись с ещё одной небольшой компанией эстонских конников числом шесть человек, и нас стало уже совсем как-то неприлично много.
К сожалению, контингент подобрался скучноватый. Большинство интересовалось едой и жило от завтрака к обеду, и от обеда к ужину. А если учитывать скорость обслуживания в ланкийских ресторанах, то обед плавно перетекал в ужин. Сашка сидел, зарывшись в книжку, с видом "отъебитесь от меня, дебилы", изредка из-за стола выпрыгивал Эдуард и начинал чего-то хотеть.
Началась поездка для меня не очень. Дело в том, что я до Коломбо долетела, а вот мой багаж - нет. И хотя усилиями нашего замечательного гида, моя сумка добралась до меня уже на следующее утро, первый день прошел для меня в некотором напряжении и в жарких шмотках.
Прилетела я на полтора часа раньше остальных, и отправилась в отель к Андри, прибывшему накануне. Там я умылась и долго жаловалась на жизнь. Через два часа подгребли остальные уже на экскурсионной машине.
Первым пунктом назначения у нас была Дамбулла - храм Будды в скалах. Звучит прикольно, но на деле - скука. В храме несколько небольших пещер (пять, кажется), и каждая (за исключением пещеры с огромным лежащим Буддой) набита статуями Будды до отказа. Все они сидят, стоят, лежат с разными жестами рук, и всё это что-то обозначает. Любителям всё это должно быть очень интересно, но я таковым не являлась. Мне было просто жарко, потому что в эти храмы пускали только с закрытыми плечами и коленями и босиком, а подходящей лёгкой одежды у меня не было.
Во второй половине дня мы доехали до Канди и отправились иследовать развалины старого храма зуба Будды. Мне это место понравилось больше Дамбуллы, но мы все были такими уставшими, не спавшими две ночи, что, к сожалению, все эти великолепные храмы и руины древних дворцов не оставили у меня никакого впечатления. Я сейчас даже не уверена, что правильно называю те места, в которых мы были. Нас отвезли поужинать в маленький семейный ресторан, где вкусно кормили, а еду подавали на пальмовых листьях. В отеле оказался бассейн и бар, где Лиина заказала вина. Мы плавали в бассейне и пили вино, а потом вырубились.
И лучше я буду писать про то, что меня впечатлило.
Сигирия. Жили-были как-то два брата-принца. Отец оставил правление младшему из них. Старший с этим не согласился, прогнал брата и сам сел на трон. А чтобы его было сложнее убить, он выстроил дворец на высокой неприступной скале. И жил там счастливо довольно долго. Правда, когда младший брат вернулся с войском, битва всё равно произошла на равнине, и старший проиграл. Дворец разрушили, и теперь на его развалины тягаются туристы. Очень красивое место. С шикарными видами, крутыми лестницами и обезьянками.
Днем мы посетили аювердическую плантацию, где нам втирали лекарства и мази "от всего". И сделали приятный массаж.
Вечером мы вернулись обратно в Канди, чтобы посетить уже действующий храм зуба Будды. Но перед этим мы попали на представление национальных танцев, что было весьма познавательно. Каждый танец что-либо олицетворял. Танец воинов, собирателей чая, павлинов, демонов... А в конце выступали глотатели огня, которые ходили по горящим углям. Правда, под конец у меня разболелась голова от национальных дудок и барабанов.
Храм зуба Будды был, пожалуй, самым приятным из всех. Очень чистый и просторный, но народу там все равно было дофига.
На третий день был запланирован переезд в Нувара-Элию на поезде. Я помню, как перед поездкой, обьясняя нашу программу, Эдуард распинался: "Поезд - это самая лучшая часть экскурсии! Ты едешь 20 километров в час, а вокруг тебя красота!" Я тогда подумала, что это бред, Эдуард - дурак и совсем помешался на своих поездах. Но тем не менее, он оказался неправ лишь в одном: поезд ехал не 20 км в час, а быстрее.
Нам троим: мне, Сашке и Эдуарду достались билеты в третьем классе. Могли бы и зайцем ехать, там все равно никто ничего не проверял. Наши гиды запрыгнули в вагон на ходу, покидали сумки через окна - в общем, заняли нам места. На которых мы просидели первые пол часа, а потом я и Эдуард переместились в тамбур, к открытой двери, где сидели, свесив ноги из поезда. А вокруг были горы, чайные плантации и красота.
На чайной фабрике мы тоже побывали. Там нам показали, как сушат и перерабатывают чай. Разные сорта чая: черный, зелёный, белый - это одни и те же листья, просто разная температура сушки. На чайную плантацию нас не водили, но гостиница, где мы остановились на ночь находилась как раз на одной из них. И, проснувшись утром на пол часа раньше, я имела большое удовольствие прогуляться среди мокрых от росы чайных кустов.
На этом познавательно-развлекательная программа закончилась, и началась купательно-загорательная.
Первый пляж назывался Мирисса.
Главные его достопримечательности - это пальмы, волны и серфинг. И еще горка, с которой виден красивый закат. Из еды - свежевыловленная рыба и прочие морепродукты. А так же жёлтые кокосы, у которых невкусная мякоть, но сладкое молоко.
На самой Мириссе делать нечего. У нас с Лииной был шикарный номер с видом на море, двумя балконами и двумя дверями, так что у каждой из нас был свой ключ. В один вечер мы нашли проход на секретный пляж, в другой - смотрели на закат со скалы, в третий - гонялись за крабами, которые вылезали на ночь из океана. Два вечера я болела и смотрела на балконе фильмы.
Я взяла на прокат детскую доску для серфинга. Она очень маленькая, на неё невозможно стать ногами, только лечь животом. Меня хватило на пол часа, а потом надоело. Когда волна тебя выносит на берег - это прикольно, но потом топать обратно и ловить следующую волну - очень скучно. Так я поняла, что серфинг - не моё.
Конечно, мы не могли пройти мимо китов. Место их зимовки как раз возле Мириссы. И в одно прекрасное раннее утро, мы загрузились на лодку и поехали на морское сафари.
После Тенерифе я ожидала, что здесь на лодках тоже будут какие-нибудь примитивные локаторы, но нет. "Охота" на китов происходила по принципу: вон там куча лодок, значит там плавают киты! Кит нырнул, и лодки начинают неторопливо двигаться в том направлении, куда он предположительно поплыл. Местные висят на носу и на бортиках, и высматривают фонтаны воды. Как только фонтан замечен - лодки гурьбой бросаются вдогонку. И напоследок кит машет хвостом и уходит на шестиметровую глубину. Подплывать к ним ближе, чем на 300 метров нельзя. Но все равно огромная спина синего кита и его хвост, больше любой преследовавшей его лодки, оставил в моей памяти след.
Из Мириссы мы ездили в национальный парк Удавалаве. Хотели в Яла, но нас отговорили, сказав, что в Яла животные дикие, машин много, и шансы кого-либо увидеть малы. В Удавалаве в основном слоны, олени и буйволы, но они не шуганые и от джипов не разбегаются. Так оно и было. Природа в парке нереально красива - заливные луга и огромное озеро на фоне гор. Животные действительно не убегали, а один слон вышел перед нами на дорогу и спокойно прошёл мимо машины. Если бы я хотела, то могла бы протянуть руку и дотронуться до него - настолько близко он был. Там же я видела парочку влюблённых слонов: они стояли бок о бок, обнимались хоботами и кормили друг друга травой. Влюблённые слоны - это самое трогательное зрелище, которое мне доводилось видеть.
Второй пляж, куда мы направились - Унаватуна.
И первые два дня там была плохая погода. Зато мне удалось искупаться в океане под проливным дождём, и это было не только тепло и классно, но и безумно красиво. Когда капли дождя разбивались о лазурную поверхность океана, они были похожи на алмазы, и казалось - ты плаваешь в море из драгоценностей.
На второй день плохой погоды мы поехали в Галле. Это довольно большой город, где главной достопримечатьльностью является форт, построенный голландцами в 17 веке. Форт красивый, но насладится всеми видами нам помешал нудный серый дождь. И я пошла шопиться с Сашкой и Эдом. Это было скучно.
В первый день на Унаватуне я увидела в море риф, и решила до него доплыть. Это было глупо. Риф оказался не так близко, как мне виделось, а где-то в километре-полутора от берега. Волны возле него были сильными, и забраться на камни не представлялось возможным. Возле рифа меня подобрала лодка с туристами, любовавшимися на подводный мир через стеклянное дно. На берегу мне влетело от Сашки, который сильно за меня испугался. Зато местный, который меня "спас" сделал нам потом большую скидку на снорклинг.
С масками мы плавали воже пляжа Джунглей, куда, в принципе, можно было дойти пешком, но очень лень. Там обитало столько рыб, что Таиланд и рядом не стоял. Иногда мне казалось, что я плыву в косяке рыбок или в тропическом аквариуме. А потом нас подвезли и тому рифу, где я плавала. Рыб там было меньше, но вода - прозрачная, как стекло.
В отличие от Мириссы на Унаватуне была целая улица с кафе и сувенирными лавками. Там мы с Сашкой нашли место с нереально вкусными французскими пирожеными, и питались там последние три дня. Серьёзно, любое пироженое, которое мы там покупали было идеальным, хоть и подавалось на подносе откуда-то с улицы через подоконник.
А в предпоследний день мы очень душевно покурили кальян.
Возвращаться в гостиницу часто приходилось по проезжей части, где ездили тук-туки, машины и бешеные автобусы, которые с громким бибиканьем пролетали по встречной. Кстати говоря, езда по встречной очень популярна на Шри-Ланке. Очень непопулярно соблюдение разметок и прочих правил дорожного движения. А еще там нет пешеходных переходов. А светофоры были только в Галле и возле аэропорта.
За три дня до окончания отпуска я попала на пик Адама.
Со мной поехали Артур и Эдуард, который поначалу очень хотел, потом передумал, потом бегал и совал всем под нос прогноз погоды, обещавший одно ясное утро, потом опять передумал, потом мы шли на пляж, и я затащила его в одну из контор, мы заказали машину на тот же вечер.
Приехали мы в два часа ночи. В темноте ничего не было видно, только фонари, подсвечивающие тропу наверх блестели в ночи, как драгоценные камни. Мы начали подьем на высоту 2243 метра. Подниматься было тяжело. Забудьте про удобные китайские ступеньки, сделанные под стандартный шаг человека. Здесь ступеньки были по колено. На определённой высоте мне стало плохо от перепада давления, и через каждые десять ступенек меня тошнило. Правда, через пол часа меня отпустило, и дальше дело пошло бодрее.
Подьем на пик Адама делится на четыре части. Первая - лёгкая. Вторая - сложнее, и как раз там мне было плохо. Третья - еще круче и сложнее, и когда кажется, что уже всё - ппц, и ты ляжешь, лестница становится совсем отвесной. Но из-за того, что последняя лестница узкая, а людей поднимается очень много, появляется очередь. Благодаря этому мы шли медленно и совсем не устали.
На самой вершине находится храм следа Будды - очень важная святыня для местных. Туда идут люди всех возрастов: маленьких детей несут на руках, и я лично видела столетнюю бабулю на последних ступеньках лестницы. Ланкийцы говорят: "Кто не поднимался на пик Адама, тот дурак. Кто поднимался дважды - тот дурак вдвойне".
В подьёме в темноте есть два бесспорных плюса: во-первых, не жарко; во-вторых, не видно вершины. Серьёзно, если бы я видела, куда мне надо подниматься, я бы не дошла. А так казалось, что вот-вот уже и конец, а Эдуард через каждые десять метров оптимистично заявлял, что скоро дойдём.
Наверху нас ждала огромная толпа людей, жаждущих поклониться стопе Будды и позвонить в колокол. На территории храма нужно ходить босиком, что при 11 градусах тепла доставляет некоторые неудобства.
Пока мы продрались сквозь толпу паломников, пока выяснили, с какой стороны встаёт солнце, пока заняли стратегические места, по рассвета оставался час. Это был самый удивительный час. Я смотрела, как из темноты постепенно появляются очертания гор. Туман, ползущий снизу, был похож на море, а огни лежащих внизу деревень - как опрокинутое звездное небо. Всё это постепенно окрашивалось из фиолетового в розовый, а облака над нами загорались красным огнём. И все люди, ожидающие рассвета (а их было очень, очень много), молчали. И в этой тишине над горами в предрассветном тумане разносился мелодичный звон колокола.
А когда солнце взошло, оно пронзило лучами туман, выхватило каждый камушек, листочек, и горы, плывушие в солнечном тумане, и озёра внизу, всё, что до этого скрывала темнота, стало видно. И я видела, как гора, на которой я стояла, отбрасывала огромную треугольную тень на облака.
То, что я увидела на пике Адама, не описать словами. Я никогда не думала, что такие космические пейзажи могут существовать на самом деле.
Спускались мы уже словно в другой мир: освещенный солнцем, жаркий, шумный, где всё видно, и все лавочки открыты.
В гостинице я прилегла на "два часа", проснулась через шесть, посмотрела на время, на Лиину, и уснула до утра.
После пика Адама последних два дня я валялась в океане кверху пузом. Не то, чтобы я устала, или ноги у меня болели - слишком сильным было это последнее впечатление о Шри-Ланке.